cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Страница 2

2


1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение
ра зработано в соответствии с Федеральным
Законом № 273- ФЗ от 29.12.2012 года «Об Образовании в Российской
Федерации» с изменениями на 14 июля 2022 года, Федеральным законом №181 -
ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» с изменениями на 28 июня 2021 года, Федеральным законом №1 24-
ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» с изменениями на 14 июля 2022 года , приказом Минпросвещения
Российской Федерации от 31 июля 2020 года №373 «Об утверждени и Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования», а также с Уставом дошкольного образовательного
учреждения и другими нормативными правовыми актами Российской
Федерации, регламентирующими деятельность учреждения.
1.2. Данное Положение об организации инклюзивного образования в ДОУ
определяет цели, задачи и принципы инклюзивного образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья, регламентирует организацию,
содержание и перечень документов инклюзивного образования в детском саду,
а также устанавливает состав участников и их обязанности.
1.3. Под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного
доступа к образованию для всех детей с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в дошкольном
образовательном учреждении .
1.4. В результате организации инклюзивного образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья и детей -инвалидов создаются
необходимые условия :
 для получения без дискриминации качественного образования;
 для коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
 для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов, методов и способов общения наиболее
подходящие и в максимальной степени способствующие получению
образования определенного уровня и определенной направленност и для
социального развития.
1.5. Образовательные услуги инклюзивного обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно.
2. Цель и задачи инклюзивного образования
2.1. Целью инклюзивного образования является обеспечение прав детей с
разными психофизическими особенностями развития и организация
развивающего пространства безбарьерной среды, позволяющих детям с
ограниченными возможностями здоровья на получение качественного
дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами.
2.2. Задачи инклюзивного обучения включают :

Страница 3

3

разработку и реализацию адаптированной основной образовательной
программы для воспитанников с ОВЗ дошкольного образовательного
учреждения ;
• обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с
ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики и выраженности
нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных
ресурсов;
• создание комфортного пространства для всех участников инклюзивного
обучения в ДОУ;
• создание эффективной системы психолого -педагогического и
социального сопровождения воспитанников с ОВЗ с целью создания
специальных образовательных условий, коррекции особенностей их
психофизического развития, эмоционально -волевой сферы, активизации
познавательной деятельности, формирования социальных навыков и
компетенций;
• формирование толерантного сообщества воспитанников, родителей
(законных представителей), педагогов и социального окружения;
• формирование междисциплинарной команды специалистов,
организующих образовательную деятельность на основе специальных
педагогических подходов, форм и методов обучения.
2.3. Инклюзивное образование осуществляется на основании следующих
моделей обучения :
• полная инклюзия – воспитанники с ОВЗ посещают организации,
осуществляющие образовательную деятельность , наряду со сверстниками, не
имеющими нарушений развития, и обучаются по АООП, в соответствии с
учебным планом ДОУ, а также могут посещать кружки, праздники,
мероприятия и др.;
• частичная инклюзия – воспитанники с ОВЗ совмещают обучение на дому
по индивидуальному учебному плану по согласованию с родителями
(законными представителями) с посещением образовательной организации,
участвуют в праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не
имеющими нарушений в развитии ;
• внеурочная инклюзия – воспитанники, имеющие ограниченные
возможности здоровья проходят обучение на дому по индивидуальному
учебному плану и посещают внеклассные мероприятия, кружки и др. по
согласованию с родителями (законными представителями) .
3. Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ
3.1. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих
ограниченные возможности здоровья и детей -инвалид ов, используют
следующие принципы:
• пр инцип индивидуального подхода состоит из выбора форм, методов и
средств обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей
каждого из воспитанников из группы детского сада. Индивидуальный пла н
работы развития ребёнка состоит из диагностики функционального состоя ния
воспитанника и осуществляет отдельную стратегию развития конкретного

Страница 4

4

воспитанника;

• пр инцип поддержки самостоятельной активности воспитанни ка
основывается на формировании социально -активной личности ребенка с
ограниченными возможностями здоровья;
• принцип активного включения в образовательную деятельность всех его
участников необходим для разработки условий с целью достижения
плодотворного взаимодействия детей и педагогов ДОУ, которые помогают
каждому ребенку развивать свои потенциальные способности;
• принцип междисциплинарного подхода проводят для реализации методов
и средств обучения и воспитания детей с возможностью дальнейшего их
диагностирования для составления образовательного маршрута на каждого
конкретного ребенка;
• пр инцип вариативности предполагает наличие вариативной
развивающей, образовательной безбарьерной среды, методической базы
обучения и воспитания детей с ОВЗ в дошкольном образовательном
учреждении;
• принцип партнерского взаимодействия педагогов ДОУ с родителями
(законными представителями) воспитанников используют для установления
доверительных отношений, направленных на поддержку ребенка;
• пр инцип динамического развития дошкольного образовательного
учреждения .

4. Организация инклюзивного образования в дошкольном
образовательном учреждении
4.1. Согласно ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» под специальными
условиями для получения образования понимаются условия обучения,
воспитания и развития детей, включающие в себя использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных уч ебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных
электронных средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (тьютора), оказывающего воспитанникам
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальн ых
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение основных образовательных программ
воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
4.2. Обучение для воспитанников с ОВЗ осуществляется в соответствии с
адаптированной основной образовательной программой ДОУ и для детей -
инвалидов в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации /абилитации ребенка -инвалида.
4.3. Для организации инклюзивного образования в дошкольном
образовательном учреждении необходимо иметь:
 заявление родителей (законных представителей) о соглашении на
обучение ребенка по адаптированной основной образовательной прог рамме
( см. Приложение 1 );
 заключение психолого -медико -педагогической комиссии о

Страница 5

5

подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными
возможностями здоровья»;

 справка медико -социальной экспертизы, подтверждающей статус
«ребенок -инвалид».
4.4. Этапы реализации инклюзивного образования:
• предварительный этап включает определение потребностей
воспитанника и запросы родителей (законных представителей), специалистов,
осуществляющих психолого -педагогическое сопровождение воспитанников с
ОВЗ и заключение договора между ДОУ и родителями (законных
представителей) воспитанников;
• диагностический этап устанавливает изучение возможностей и
дефицитов воспитанников с ОВЗ, их результатов комплексного психолого -
педагогического обследования. В зависимости от динамического наблюдения
данного этапа выносится заключение психолого -медико -педагогической
комиссии о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии;
• основной этап осуществляет реализацию и мониторинг АООП, и
дальнейшую корректировку ведущим специалистом программы с
выявленными возможностями воспитанников с ОВЗ.
4.5. Инклюзивное образование воспитанников с ОВЗ осуществляется в
специально организованных группах компенсирующей и комбинированной
направленности (общеразвивающей направленности) .
4.6. В группы компенсирующей направленности зачисляются дети,
имеющие :
• общее недоразвитие речи (1, 2, 3, 4 уровни речевого развития);
• фонетико -фонематическое недоразвитие речи;
• фонетическое недоразвитие речи;
• нарушение звукопроизношения - фонетический дефект;
• заикание, и другие категории воспитанников с ОВЗ и дети -инвалиды, с
нарушениями речевого развития.
4.7. Количество воспитанников в группах компенсирующей
направленности не должно превышать:
• для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и
10 детей в возрасте старше 3 лет;
• для детей с фонетико -фонематическими нарушениями речи - 12
воспитанников в возрасте старше 3 лет;
• для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
• для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в
возрасте старше 3 лет;
• для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
• для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в
возрасте старше 3 лет;
• для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10
детей в возрасте старше 3 лет;
• для детей с нарушениями опорно -двигательного аппарата - 6 детей в
возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;

Страница 6

6

для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3
лет;
• для детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте
старше 3 лет;
• для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте
старше 3 лет;
• для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8
детей в возрасте старше 3 лет;
• для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих
возрастных групп;
• для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными
нарушениями развития) - 5 детей для обеих возрастных групп.
4.8. Количество детей в группах комбинированной направленности не
должно превышать:
• в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с
ограниченными возможностями здоровья;
• в возрасте старше 3 лет, в том числе:
• не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей,
или детей с нарушениями опорно -двигательного аппарата, или детей с
умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами
аутистического спектра, или детей со сложным дефектом;
• не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с
амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей,
имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью
легкой степени;
• не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психическо го
развития, детей с фонетико -фонематическими нарушениями речи.
4.9. Допускается организация разновозрастных групп компенсирующей
или комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3
лет и старше с учетом возможности соблюдения в них режима дня,
соответствующего анатомическим и физиологическим особенностям детей
каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 чело век
соответственно.
4.10. При комплектовании групп комбинированной направленности не
допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья; при объединении детей с разными нарушениями в
развитии учитываются направленность адаптированных образовательных
программ дошкольного образования и возможности их одновременной
реализации в одной группе.
4.11. При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ, ребенка -инвалида на
инклюзивное образование определяются условия и технология включения их в
функционирующую группу оздоровительной или общеразвивающей
направленности ДОУ (дозирование времени пребывания ребенка в ДОУ,
необходимость специалиста сопровождения, индивидуальный график
посещения ребенком ДОУ, адаптационные мероприятия).

Страница 7

7
4.12.
Реализация АООП при инклюзивном обучении должна
предусматривать создание в дошкольном образовательном учреждении
специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной
категории лиц с ОВЗ.
4.13 . Для реализации АООП должны быть созданы следующие условия:
• по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический
подход, проявляющийся в особой организации коррекционно -педагогической
деятельности, в применении специальных методов и средств воспитания,
компенсации и коррекции нарушений развития (информационно -методических,
технических);
• по реализации коррекционно -педагогической деятельности педагогами и
педагогами -психологами, его психологическое сопровождение;
• по предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психолого -
педагогической и социальной помощи;
• по привлечению родителей (законных представителей) в коррекционно -
педагогическую деятельность.
4.14. Прием воспитанников с ОВЗ в ДОУ для обучения по адаптированной
основной образовательной программе дошкольного образования
осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных
представителей) на имя заведующего ДОУ, заключения психолого -медико -
педагогической комиссии (ПМПк ).
4.15. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями)
регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.
4.16. Обучение воспитанников с ОВЗ и детей -инвалидов по АООП
является формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи
своевременной активной помощи детям и их социальной адаптации.
4.17. Образовательная деятельность по АООП организуется в соответствии
с годовым планом ДОУ.
4.18. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и
инвалидами определяются специалистами исходя из особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния
здоровья воспитанников и направлены на создание позитивной атмосферы
принятия и поддержки.
4.19. Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник,
родители (законные представители), педагоги, специалисты) проводится рабо та
с целью организации тесного взаимодействия и сотрудничества для достижения
значимых результатов.
4.20. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ
и инвалида методическую и консультативную помощь, с целью повышения их
медицинской и педагогической компетентности, способствует вовлечению
родителей (законных представителей) в образовательную, коррекционно -
развивающую, оздоровительную работу, формирует у них ответственность за
развитие и укрепление здоровья воспитанников инклюзивного обучения в ДОУ.

Страница 8

8
4.21.
Образовательная деятельность организуется в соответствии с
расписанием непосредственно образовательной деятельности, которое
определяется ДОУ в соответствии с установленными требованиями СанПиН.
4.22. Общее психолого -медико -педагогическое сопровождение,
динамическое наблюдение воспитанников в условиях инклюзивного
образования осуществляется ПМПк дошкольного образовательного
учреждения.
4.23. Независимо от степени выраженности нарушений развития всех
детей с ОВЗ рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкально -
развлекательных, спортивно -оздоровительных и иных досуговых мероприятий
в ДОУ.
4.24. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью
направляются на ПМПк (психолого -медико -педагогическую комиссию) для
определения формы обучения в школе (общеобразовательной или специальной
коррекционной).
5. Содержание инклюзивного образования в ДОУ
5.1. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах
образования с детьми:
 беседы и чтение художественной литературы;
 моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры;
 индивидуальные занятия со специалистами;
 активные действия в специально организованной среде (свободная игра в
групповом помещении, в специально оборудованных помещениях,
прогулка);
 совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;
 проведение режимных моментов образовательной деятельности;
 формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
5.2. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах
образования с родителями:
 тематические родительские собрания и консультации;
 доступная информация о работе по инклюзии.
5.3. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах
образования с педагогами:
 педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных
направлений работы;
 посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы;
 детско -родительские группы: комплексные занятия для детей и
родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные
занятия, консультирование родителей специалистами по интересующим
вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы, информационная и
психологическ ая поддержка.

6. Документация по организации инклюзивного образования
6.1 . Воспитатель разрабатывает и ведет следующие документы в ДОУ:

Страница 9

9

индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ;
 график индивидуальных занятий;
 мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
6.2 . Учитель -логопед составляет и ведет следующую документацию:
 комплексно -тематическое планирование подгрупповых коррекционных
занятий; индивидуальный план коррекционной работы;
 график индивидуальных занятий;
 журнал взаимодействия с воспитателями;
 журнал учета консультаций для родителей (законных представителей);
 мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
6.3 . Педагог -психолог составляет и ведет следующую документацию:
 планирование подгрупповых и индивидуальных занятий;
 расписание подгрупповых и индивидуальных занятий;
 индивидуальный план коррекционной работы;
 лист коррекционных (индивидуальных) занятий;
 журнал учета консультаций для родителей (законных представителей) и
педагогических работников.
6.4 Результаты работы отражаются в ежегодных отчетах и обсуждаются на
заседаниях психолого -педагогического консилиума.

7. Участники инклюзивного образования в детском саду
7.1. Участниками инклюзивного образования в дошкольном
образовательном учреждении являются:
• ребенок с ОВЗ и ребенок -инвалид;
• родители (законные представители) воспитанников;
• учитель -логопед;
• воспитатели;
• педагог -психолог;
• учитель -дефектолог;
• тьютор.
7.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно -психического
физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосфер ы
жизнедеятельности детей, содействие в естественном и своевременном
развитии и социальной адаптации.
7.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные
права и интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии
с его Уставом, знакомиться с материалами и характером коррекционных
методов их обучения.
7.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий
по диагностике детей с ОВЗ и детей -инвалидов и консультируют их родителей
(законных представителей) по вопросам дальнейшего обучения.
7.5. Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим
коррекционно -образовательную работу в группе детей с ОВЗ, является учитель -
логопед.

Страница 10

10
7.6.
Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию,
утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением.

8. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ
8.1. Администрация ДОУ:
 проводит сбор и анализ информации по вопросам организации
инклюзивного образования;
 принимает решение об организации инклюзивного образования в группа х
общеразвивающей направленности;
 анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения
инклюзивного образования;
 осуществляет контроль за освоением образовательных программ
воспитанниками с ОВЗ.
8.2. Педагоги обязаны:
 организовать работу тьюто ров (при наличии), обеспечивающих
сопровождение лиц с ОВЗ в образовательной деятельности в рамках
реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим
законодательством;
 взаимодействовать в рамках своей компетентности с учреждениями
здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и
сопровождения лиц с ОВЗ и их семей;
 осуществля ть контроль за освоением образовательных программ
воспитанников с ОВЗ;
 соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать
требованиям профессиональной этики;
 учитывать особенности психофизического развития воспитанников и
состояние их здоровья;
Источник: https://ohrana -tryda.com/node/4309
 педагогам запрещается распространять информацию о ребенке,
посторонним людям, не имеющим отношения к реализации АООП;
 педагогические работники несут ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в
случаях, которые установлены федеральными законами .

9. Заключительные положения
9 .1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в
дошкольном образовательном учреждении принимается на Педагогическом
совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего
дошкольным образовательным учреждением.
9 .2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения
и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9 .1.
настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных

Страница 11

11

пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.

Страница 12

12
Приложение 1


Заявление
о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья
по адаптированной основной образовательной программе

Я, _____________________________________________ __________________
Ф.И.О. родителя (законного представителя)
проживающая (ий) по адресу ____________________ ________________________
прошу оказать помощь моему ребенку__________________________________ __,
Ф.И.О. ребенка, дата, рождения
испытывающему трудности в освоении образовательной программы ДОУ,
развитии и социальной адаптации.
Руководствуясь ст.55 Федерального закона от 29.12.2012 года №273 -ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» и на основании рекомендаций психолого -
медико -педагогической комиссии (коллегиальное заключение от «____»
_______________ 202___ года № ______ протокола), заявляю о соглас ии на
обучение моего ребёнка по адаптированной основной образовательной программе для
детей в ________________________________________________ ____________________
(наименование дошкольного образовательного учреждения)
в условиях инклюзивного образования в группе общеразвивающей
направленности.
Приложение: коллегиальное заключение ТПМПК.

«_____» ____________ 202__ г. _____________ ________________________
(подпись) (расшифровка подписи)